ШРИ-ЛАНКА: Операция "Бесконечные Волны"

июль 1996 г.

ШРИ-ЛАНКА: Операция "Бесконечные Волны"

(июль 1996 г.)

(Из сборника "Тактика на боевых примерах")

Военно-политический контекст: С 1983 г. на этом островном государстве в Индийском океане идут боевые действия между правительственной армией правительства и формированиями сепаратистской организации "Тигры освобождения Тамил Илама" (LTTE). В первой половине 1996 г. в боевых действиях образовалась оперативная пауза, которая была использована сепаратистами для организации хорошо подготовленного удара по гарнизону правительственных сил в и.п. Муллаитиву, находящихся в изоляции от основных сил. Военное командование Шри-Ланки не сумело своевременно вскрыть планы противника.

Гарнизон Муллаитиву находился на северо-восточном океанском побережье Шри-Ланки. Общая площадь обороняемого пространства составляла 12 кв. км, включая сам населенный пункт. По периметру с северного, западного, южного направлений гарнизон был окружен вторичными лесопосадками, образовавшимися на бывших сельскохозяйственных плантациях, с восточного направления - морем.

Сухопутный периметр прикрывался тремя оборонительными линиями. Численность гарнизона составляла около 1.300 военнослужащих (штаб 25 бригады, два неполных батальона 6 пехотного полка Vijayaba, до 100 офицеров полиции, некоторое количество вспомогательного персонала ВМС Шри-Ланки. Командир гарнизона и его заместитель отсутствовали ввиду вызова на совещание командного состава в столицу страны г. Коломбо. Большая часть личного состава находилась на позиции продолжительный период времени без замены с "большой земли". Другой ближайший войсковой гарнизон находился на расстоянии в 18 - 25 км труднопроходимого тропического леса. Сообщение с ним поддерживалось периодически, только за счет проводки охраняемых конвоев по единственной грунтовой дороге.

В рамках плана операции Oyatha Alaikali (Бесконечные Волны) командование LTTE заблаговременно и скрытно сосредоточило в районе Муллаитиву 3.000 - 4.000 (по другим сведениям, до 6.000) боевиков из состава ударной пехотной бригады Charles Antony, подразделения коммандос Leopard, катерного подразделения Sea Tigers, подразделения смертников Black Tigers, подразделения боевых пловцов Sullojan, женского боевого отряда.

В полночь 17 - 18.07.96 г. по гарнизону был нанесен мощный удар одновременно с северного, южного, и морского направлений. Проходы в минных полях полосы обеспечения были преодолены в течение нескольких минут при помощи подростков - смертников, а также боевых бронированных машин, переделанных из грузовых автомобилей высокой проходимости. При этом часть боевиков LTTE, находившихся в первом эшелоне, была одета в форму военнослужащих регулярной армии, что способствовало дезориентации противника. Полицейские подразделения, задействованные в боевом переднем охранении, были выбиты практически сразу. В самом начале боя выстрелами РПГ была уничтожена антенна узла связи, в результате чего гарнизон лишился возможности сообщения с Генеральным штабом ВС в столице страны Коломбо. Одновременно, высаженная с моря диверсионная группа атаковала штаб 25 бригады.

В течение первого часа операции боевики прорвали первую линию обороны в юго-западном секторе. Вторая оборонительная линия была в целом преодолена к полудню 18.07. Бой характеризовался потерей управления со стороны командования правительственных войск. Командир 25 бригады полковник Лоуренс Фернандо был ранен в начале атаке противника и эвакуирован. Его сменщик подполковник Виджесири был также ранен в конце дня и эвакуирован. Срочно прибывший на базу для осуществления общего руководства обороной генерал-майор Аллиба был смертельно ранен и умер на следующий день.

С наступлением дня боевые вертолеты Ми-24 ВВС Шри-Ланки совершили несколько вылетов в попытке оказать поддержку гарнизону, но были вынуждены вернуться на базу из-за плотного огня средств ІІВО. Использование истребителей-бомбардировщиков F-7 (китайский вариант МиГ-21) и Kfir было запрещено командованием из-за опасения поражения своих войск, так как бой велся на исключительно близких дистанциях.

К исходу вторых суток, после оценки обстановки, со значительной задержкой, командование ВС Шри-Ланки начало предпринимать меры по деблокированию атакованного гарнизона. В районе Алампил, в 10 км южнее Мулативу, с 5 вертолетов Ми-8 была высажена боевая группа тактическая группа 1 батальона специального назначения, которой была поставлена задача обеспечить прорыв основных деблокирующих сил в направлении гарнизона. Сразу после высадки десант попал под плотный минометный и пулеметный огонь противника; при этом комбат-1 подполковник Фазли Лафир был убит. В результате, десант был вынужден спасать самого себя, прорываясь в прямо противоположном восточном направлении навстречу направленным ему на помощь подразделениям 2 батальона специального назначения. В течение первых 24 часов активной фазы боев реальная связь между штабом сухопутных войск и ВВС практически отсутствовала, что привело к срыву высадки новых подкреплений на помощь осажденному гарнизону.

К утру 19.07 остаточные силы гарнизона отошли на третью линию обороны. В попытке спасти ситуацию, Главное командование ВС принял решение создать береговой плацдарм у Алампил, высадив морской десант с 2 малых десантных кораблей· Высадка была сорвана атакой на боевое охранение десанта со стороны 4 катеров противника. При этом артиллерийский катер ВМС Шри-Ланки Ranaviru (поставлен из КНР в 1991 г.) был протаранен одним из катеров LTTE, оснащенных взрывным зарядом, и затонул со всем экипажем (35 чел.). Был также поврежден патрульный катер типа Dvora израильского производства.

К вечеру 19.07 третья линия обороны была преодолена, гарнизон прекратил существование. Начались массовые расправы над пленными; было расстреляно до 300 сдавшихся солдат. Уцелевшие военнослужащие отходили рассредоточенными группами через джунгли в направлении позиций своих основных сил, находившихся в 20 км к югу· При этом, до 20 из них были уничтожены по ошибке огнем с вертолетов Ми-24 ВВС Шри-Ланки. В общей сложности, из состава гарнизона уцелело в общей сложности 84 человека (по другим сведениям - 2 офицера, 67 военнослужащих сержантского и рядового состава).

20.07 в 11.00 началась повторная высадка морского десанта на ранее запланированном участке. Практически в самый момент высадки на берег десант был накрыт минометным огнем, при этом один из катеров поврежден. Преодолевая сильное сопротивление блокирующих групп противника, правительственные силы при поддержке 3 вертолетов Ми-24 вышли к периметру гарнизона только началу суток 22.07. К этому времени подразделения LTTE срыли при помощи бульдозеров все инженерные укрепления, вывезли захваченное вооружение и боеприпасы, включая грузовой автотранспорт, 4 120-мм миномета, новое оборудование ночного видения и разведки, недавно поступившее из-за рубежа.

Установив факт уничтожения гарнизона, правительственные силы начали отход под периодическим огневым воздействием противника. Базовый плацдарм десанта также был подвергнут интенсивному минометному обстрелу, вынудившему корабли и катера ВМС отойти от берега на безопасное расстояние. В результате, до 40 шри-ланкийских коммандос были убиты и ранены в ходе эвакуации с плацдарма. Общие потери сил специального назначения за трое суток составили 37 убитых, 61 раненный военнослужащий.

Боевые действия в районе Муллаитиву завершились самым серьезным поражением правительственных сил за весь период конфликта. Их потери за 5 дней боев составили до 1.520 убитых {в то время, как за первые 6,5 месяца 1995 г· было убито 1.454 военнослужащих). Потери формирований LTTE составили 314 боевиков убитыми, до 1.000 раненными.

Последствиями поражения явились морально-психологический шок в армии и негативный политический эффект в обществе. После проведенного расследования военный трибунал официально сформулировал следующие причины поражения:
- явный приоритет, отдаваемый военным командованием в отношении оборонительной стратегии и тактики (охарактеризован как "окопный менталитет"), практический отказ от наступательных операций, способствовавший переходу инициативы к противнику.
- неполноценное управление со стороны Ставки ГК -ГШ в ходе организации контрудара; воздействие бюрократических факторов на процесс принятия оперативных решений.
- слабая координация и взаимодействие между видами правительственных ВС (СВ - ВВС - ВМС), и вытекающие из этого задержка в оказании воздушной поддержки и неоднократное поражение личного состава своими же силами.
- слабая боевая подготовка направляемых на передовую военнослужащих правительственных войск (не более 13 недель), отсутствие школы по подготовке младших войсковых командиров.

Вместе с тем, в результате проведенного расследования, в качестве положительных сторон были указаны неприхотливость к полевым условиям личного состава, призванного из сельской местности, а также достаточная подготовка правительственных сил к инженерному оборудованию своих позиций.

Выводы:
- в ходе конфликтов низкой интенсивности инициатива как правило принадлежит стороне" начавшей наступательные действия.
- особую роль в успешном развитии наступления имеет фактор внезапности.
- лесной покров местности и темное время суток обеспечивают преимущество маневра для атакующей стороны, снижают поражающее огневое воздействие противника.
- задержка реагирования на изменения в оперативной обстановке представляет противнику инициативу, в т.ч. возможность нанесения удара по наиболее уязвимым участкам обороны.
- выход из строя командного состава без своевременной и полноценной замены приводит к необратимой потере управления боевыми действиями.
- огневая и авиационная поддержка при ведении ближнего боя затруднена из-за риска поражения своих подразделений.


<< назад