СУДАН: Операция "Молния"
(март - апрель 1997 г.)
(Из сборника "Тактика на боевых примерах")
Военно-политический контекст: С 1983 г. на юге этого африканского государства ведутся боевые действия между вооруженными силами центрального {арабо-мусульманского} правительства Судана и формированиями повстанческой группировки Народно-освободительной армии Судана (SPLA), представляющей негроидные племена христианской и языческой конфессий. С октября 1996 г. центральное правительство столкнулось с военно-политическими проблемами на Северо-Востоке страны, где в результате наступления другой оппозиционной группировки (Национально-демократический альянс) сложилась угроза коммуникациям в направлении единственного морской гавани Порт-Судан и вырабатывающей до 80% суданской электроэнергии ГРЭС Дамазин. Ведя сдерживающие боевые действия на фронте протяженностью до 1.000 км, правительство перебросило с юга ряд боеспособных частей, приступило к набору в ополчение школьников старших классов и студентов высших учебных заведений, предприняло ряд других мер чрезвычайного характера. Сложившаяся стратегическая ситуация была использована военно-политическим руководством SPLA для организации широкомасштабного наступления с конечной целью захвата административного центра юга Судана - г. Джуба.
Процесс подготовки к операции Lightning (Молния) после принятия решения на ее проведение составил около 8 месяцев. За этот период командование формирований SPLA осуществило оперативное планирование, создало группировку необходимых сил, произвело дополнительную поставку вооружения, техники, боеприпасов из внешних источников· Были осуществлены набор и боевая подготовка 15.000 дополнительных призывников для укомплектования частей и подразделений до требуемого уровня, развернута полевая госпитальная сеть, созданы пункты боепитания и склады горючего в непосредственной близости от района боевых действий. Велась непрерывная разведка районов расположения сил противника.
Группировка правительственных сил (пехотная бригада) была рассредоточена отдельными ротными и батальонными опорными пунктами в поселках на обширной территории (пересеченная реками африканская саванна с кустарниковой растительностью и достаточно развитой сетью грунтовых дорог). В этих условиях штаб бригады выполняли фактически только административные функции; оперативные задачи возлагались на командиров подразделений на местах. В состав таких задач входило: несение гарнизонной службы; прикрытие границ с Заиром и Угандой с целью предотвращения инфильтрации повстанцев. Комбриг полковник Тайеб аль-Хусейн - офицер инженерных войск по основной специальности, был назначен на должность по политической протекции за 5 недель до рассматриваемого периода и слабо владел обстановкой. Связь с вышестоящим штабом, ответственным за руководство всей правительственной группировкой сил на театре военных действий (находился в г. Джуба) осуществлялась нерегулярно.
К началу марта 1997 г· НГШ ВФ SPLA бригадный генерал Салва Майардит (ранее кадровый офицер разведки правительственной армии) перенес свой передовой командный пункт в непосредственную близость к зоне боевых действий· Одновременно три бригады SPLA, усиленные артиллерией и бронетехникой" начали скрытное сосредоточение на исходных позициях по дуге протяженностью до 60 км·
В 04.00 8.03.97 г. все три бригады, используя отсутствие сплошной линии фронта, начали выдвигаться по намеченным самостоятельным маршрутам в западном направлении, форсировав вброд реку Киджу и рассекая группировку правительственных сил на изолированные части. При этом, противник, из-за отсутствия эффективной разведки оставался в неведении относительно выдвижения сил SPLA.
Южная бригада SPLA (комбриг Джеймс Ига) к вечеру 8.03 скрытно сосредоточилась в 1,5 км северо-восточнее н.п. Кайя на стыке границ Судана, Заира и Уганды. Инженерная разведка подтвердила, что правительственный гарнизон прикрыт минными полями только с восточного направления, которое рассматривалось как наиболее угрожаемое. Атака повстанческих сил началась в 05.30 9.03 и была поддержана сосредоточенным огнем 122-мм гаубиц (китайский вариант артсистемы М-1938). Через 90 минут правительственные подразделения оставили свои позиции и в беспорядке начали отход в северном направлении к н.п. Йеи.
Северная бригада SPLA (комбриг Агустино Джадалла} перерезала дорогу к северу от Йеи в районе н.п. Гумуну. Продвижение бригады осложнялось противотанковыми минами (при подрыве был потерян 1 танк Т-55). С опозданием на несколько часов от плана, бригада нанесла удар по гарнизону Гумуну (одна рота), одновременно выделив часть сил для создания завесы прикрытия от возможной контратаки противника с северного направления. Основные силы бригады начали продвижение на юг в направлении Йеи. Попытка прорыва к Йеи через мост была остановлена огнем роты противника, оборонявшейся в расположении компаунда Национальной табачной компании. При этом один из повстанческих танков Т-55 свалился с моста, еще два застряли в речном русле при попытке форсирования вброд. С наступлением темноты инженерно-ремонтные подразделения смогли вытащить танки, при этом один из них был подбит противником. Выиграв время у моста, правительственные подразделения отошли на усиление гарнизона Йеи, успевшего подготовиться к обороне. В результате северная бригада SPLA при подходе к Иеи была вынуждена остановить продвижение и начать окапываться под плотным огнем противника.
Центральная бригада SPLA (комбриг Гейр Алуонг) в первый день наступления перерезала дорогу в районе н.п. Алеро, обороняемого двумя правительственными батальонами, усиленными танковым взводом, и вышла в назначенный район в 7 км южнее Йеи. При этом большая часть имевшейся бронетехники отстала, застряв в вязком грунте. Несмотря на это, пехотные подразделения, усиленные минометами и расчетами пулеметов ДШК, начали зачистку позиций противника при поддержке огня установок ЗПУ-2/-4, установленных на джипах, и 107-мм РСЗО китайского производства (тип 63), смонтированных на грузовиках Toyota.
Тем временем южная бригада сохраняла постоянное давление на противника, преследуя его разрозненные группы, отступающие пешим порядком из-за нехватки автотранспорта. Были последовательно обойдены, атакованы и заняты гарнизоны в Джабаре (оборонялся ротой), Кулембе (две роты), Кембе (батальон), Моробо (батальон + 4.000 боевиков угандийской оппозиционной группировки Фронт освобождения Западного Нила / WNBLF), Джебеле (рота), Эль-Хадже (рота), Бази (рота). Основное внимание было уделено захвату 4 мостов на маршруте продвижения; все они были взяты под контроль в неповрежденном состоянии. К исходу суток 11.03.97 г. деморализованный личный состав вышеперечисленных гарнизонов, лишившись управления и израсходовав боеприпасы и продовольствие, беспорядочно отходил к Йеи.
К исходу суток 11.03 южная бригада начала перегруппировываться для дальнейшего продвижения" отремонтировав все свои 5 танков и пополнив боекомплект и запасы горючего за счет подвоза и захваченных трофеев.
Утром 12.03 центральная бригада при поддержке бронетехники атаковала и захватила Алеро. Это был наиболее критический момент для формирований SPLA, поскольку в трех часах движения к северу (в Йеи) были сосредоточены правительственные силы и боевики угандийской оппозиции общей численностью до 10.000 человек; с юга подходили подразделения отступавших гарнизонов, в результате чего сложилась угроза двустороннего охвата центральной бригады с соотношением сил 3 к 1 в пользу противника.
С учетом складывающейся обстановки НГШ НОАС отдал приказ на нанесение удара непосредственно по гарнизону Йеи. В 17.00 12.03 подразделения северной бригады неожиданно обошли населенный пункт с севера, атаковали и прорвали оборонительную линию, захватив казармы на восточной окраине. В условиях начавшейся паники личный состав гарнизона начал покидать позиции, отходя в западном направлении. Через час ключевой в оперативном отношении пункт Йеи перешел под полный контроль SPLA. При отходе офицер связи правительственных сил не успел информировать вышестоящий штаб о падении гарнизона.
Несмотря на достигнутый успех, угроза со стороны прорывающихся с юга подразделений отрезанных гарнизонов сохранялась. Блокирующая группа сил SPLA была вынуждена отойти на соединение с центральной бригадой после огневого контакта с противником, потеряв несколько десятков убитых и раненных, а также 1 танк. Центральная бригада, в свою очередь, отошла от Алеро и соединилась с северной бригадой в районе Йеи утром 13.03. Тем самым было обеспечено соотношение сил 1 к 2, при сохранении преимущества формирований SPLA над противником в технике и тяжелом вооружении.
После оценки ситуации командование SPLA организовало засаду на маршруте выхода сил противника из окружения. Засада оборудовалась в виде широкого внутреннего клина с учетом маскирующих свойств местности {кустарниковые заросли вдоль дороги} и размещением 8 танков Т-55, зенитных установок и противотанковых средств на прямую траекторию ведения огня. Засада была оборудована и замаскирована менее чем за один час. После входа колонны противника в дальнюю зону поражения был открыт огонь с дистанции 1,5 км. Первыми выстрелами были уничтожены головных несколько колесных машин, в результате чего движение колонны было заблокировано· В условиях паники, утраты управления со стороны неопытных офицеров, не сумевших организовать отход и противодействие" колонна была разгромлена в течение 30 мин. При этом до 2.000 военнослужащих и боевиков формирований WNBLF были убиты; 1.024 чел., в том числе комбриг полковник Т. аль-Хуссейн, взяты в плен; уничтожены и захвачены несколько единиц бронетехники, артиллерийских систем, десятки единиц автомобильной техники. Лишь немногочисленные группы военнослужащих правительственных сил сумели отойти в западном направлении·
14.03.97 г. ПКП НГШ ВФ SPLA был перенесен в захваченный н.п. Йеи. Обеспечив разгром группировки сил противника в тылу, формирования SPLA начала продвижение в северном направлении силами одной бригады, которой удалось обойти гарнизоны правительственных войск в Лембе и Лока. Последние пытались удержаться на линии н.п. Ланъя, но 15.03 были отброшены.
К 16.03 второй эшелон обороны правительственных сил у моста "40-й мили" находящийся южнее г. Джуба, под давлением противника прекратил существование. В попытке спасти положение ВВС Судана приступили к нанесению ракетно-бомбовых ударов по подразделениям SPLA, действуя с аэродрома Джуба несколькими вертолетами Ми-24, парой истребителей-бомбардировщиков F-6 (китайский аналог МиГ-19), и 2 транспортными самолетами Ан-24, использовавшимися в варианте бомбардировщиков. При этом один Ан-24 был сбит переносным зенитно-ракетным комплексом "Стрела-2"; весь экипаж погиб, а второй (и последний в составе ВВС) самолет этого типа был выведен из боя. Боевое применение других летательных аппаратов продолжалось в течение недели, однако угроза применения ПЗРК и малокалиберной зенитной артиллерии (калибра до 23-мм и 37-мм) силами противника привело к вынужденному бомбометанию с горизонтального полета и средних высот, что в свою очередь снизило эффективность применения авиации и соответствующие потери противника.
Испытывая напряжение после недели непрерывных боевых действий, силы SPLA приостановили продвижение с 16.03 и начали окапываться на речных рубежах для организации защиты от ударов с воздуха и подтягивания тыловых служб. При этом отмечалось интенсивное использование трофейных 10-тонных грузовых трейлеров Hina для подвоза продовольствия, ГСМ и боеприпасов. Была произведена ротация и доукомплектование передовых частей.
23.03.97 г. командование бригады правительственных войск в Каджо Каджи (западный берег Нила) получила приказ ГК выдвинуться на усиление гарнизона Йеи, о захвате которого противником 10 суток назад не было никакой достоверной информации. Практически сразу после выхода из укрепленного базового лагеря правительственные подразделения попали в засаду, организованную бригадой SPLA (комбриг Элиас Вайаи). Колонна вернулась в лагерь, который был на следующие сутки атакован и обойден повстанческими силами. Преследуя отступающего противника, упомянутая бригада повстанческих сил продвинулась вдоль западного берега Нила в северном направлении, выйдя к 30.03 на одну линию с тремя другими бригадами, задействованными в основной части операции Lightning на восточном берегу·
26.03 правительственные войска предприняли последнюю попытку прорваться в направлении Йеи, контратаковав подразделения SPLA на позициях в районе "40-й мили" силами трех батальонов при поддержке бронетехники. Два батальона нанесли удар с правого фланга, в то время как третий предпринял попытку просочиться на левом фланге, используя холмистую местность. Опираясь на своевременные данные хорошо организованной разведки, командование SPLA успело занять господствующие позиции пехотными подразделениями, одновременно сосредоточив резервную ронегруппу в укрытии. После начавшейся утром атаки правительственных танков на правом фланге бронегруппа SPLA предприняла обходной маневр. При развороте правительственного танкового подразделения для контратаки на нем был сосредоточен плотный огонь 82-мм и 106-мм безоткатных орудий. Потеряв 3 танка Т-55 и 67 убитых, в основном пехотинцев из состава группы прикрытия, подразделение начало отход. Атаковавший на левом фланге пехотный батальон правительственных войск смог продвинуться вперед и разрушить мост в тылу противника, но отошел в беспорядке после гибели подполковника - комбата, потеряв в общей сложности 12 убитых. Потери формирований SPLA в обоих боевых эпизодах составили 7 убитых и 15 раненных боевиков.
Приближение сезона дождей сделало проблематичным дальнейшее сохранение запланированных темпов продвижения к Джубе по грунтовым дорогам и вынудило командование SPLA нарастить инженерные возможности. При помощи большого количества трофейных бульдозеров было произведено расширение и обваловка существующих дорог, проложены новые линии коммуникаций. В результате удалось своевременно сосредоточить достаточную ударную группировку сил, обеспеченную необходимым боекомплектом, горючим и т.д.
1.04.97 г· была атакована и разгромлена третья по счету бригада правительственных сил в н.п. Джамбо. Тем самым, был обеспечен плацдарм на дальних подступах к г. Джуба. Столкнувшись здесь с упорным сопротивлением правительственных сил, начальник Главного штаба ВФ SPLA повторяющимися атаками с южного и западного направления отвлек внимание командования противника на эти участки. Добившись желаемого результата, повстанческие части нанесли удар с восточного направления, переправившись 11.04 через р· Нил на баржах, способных перевозить бронированную и колесную технику.
В рамках нового этапа наступательной кампании - операции Jungle Storm (Буря в Джунглях) части SPLA перерезали 11.04 основную дорогу между Джубой и н.п. Кит, осадили гарнизоны Торит и Капоета. Тем самым была обеспечена безопасность тыла и флангов группировки сил SPLA на восточном берегу Нила и создана возможность ведения наступления на Джубу с трех направлений/
Тем не менее" несмотря на продолжительные массированные атаки противника, правительственные войска в результате упорной обороны в конечном счете сумели удержать г. Джуба.
ВЫВОДЫ:
- пассивная оборона укрепленных гарнизонов обеспечивает противнику все преимущества первого удара и последующую деградацию оборонительной системы в целом по принципу домино.
- четкая организация разведки имеет ключевое значение для обеспечения успеха операции.
- при неожиданной атаке противника стрессовое состояние командиров подразделений имеет решающее значение в формировании панических настроений подчиненного личного состава.
- замещение командных должностей по признаку политической лояльности без учета уровня профессиональной компетенции имеет негативное воздействие на процесс руководства боевыми действиями.
<< назад |