ЛИВАН: Боевые действия в зоне безопасности

вторая половина 90-х г.г.

ЛИВАН: Боевые действия в зоне безопасности

(вторая половина 90-х г.г.)

(Из сборника "Тактика на боевых примерах")

Военно-политический контекст: С 1985 г. ВС Израиля совместно с союзными формированиями Армии Юга Ливана (SLA) вели боевые действия против боевиков военизированной исламской группировки Hezbollah с целью предотвращения обстрелов и прорывов на израильскую территорию со стороны последней. Боевые действия происходили на территории Ливана в специально созданной зоне безопасности (ЗБ) шириной 10 - 15 км, конфигурация и протяженность которой {до 150 км} совпадали с начертанием израильско-ливанской границы.

К середине 90-х г.г. группировка сил в ЗБ составляла до 1.000 израильских военнослужащих и св. 2.500 боевиков SLA. Ее основными задачами являлись предотвращение обстрелов территории Израиля и срыв проникновения разведывательно-диверсионных групп (РДГ) противника в зону контроля. С этой целью велись непрерывная разведка и патрулирование зоны мобильными группами с опорой на систему укрепленных пунктов.

В общей сложности в ЗБ были созданы 32 ротных и взводных опорных пункта. Они были сооружены на господствующих высотах, оборудованы в инженерном отношении. Численный состав каждого ОП составлял от 20 до 60 военнослужащих. В качестве средств огневого усиления, как правило, придавались один танк Т-55 (в основном использовался в качестве средства огневой поддержки на статической позиции), несколько минометов (81-мм) и крупнокалиберных пулеметов. ОП оснащались аппаратурой ночного видения для отслеживания перемещений боевиков и РЛС артиллерийской инструментальной разведки TCP-77 Firefinder.

Обстрелы приграничных населенных пунктов на израильской территории боевиками формирований Hezbollah велись с использованием 122-мм реактивных снарядов. РС доставлялись в зону номерами пускового расчета в разобранном состоянии (3 - 4 компонента) и монтировались непосредственно на месте пуска. Пуск осуществлялся непосредственно с земли, или примитивной самодельной направляющей. С целью обеспечения достаточного времени для отхода расчета часто использовался механизм задержки пуска. Израильская сторона производила засечку пуска РС при помощи РЛС, постоянно находившихся в дежурном режиме. Они же использовались для корректировки встречного артогня по обнаруженной пусковой позиции. Встречный огонь велся, как правило, одной из батарей самоходных артиллерийских установок М-109 (155-мм), размещенных вдоль ЗБ на дежурных позициях на территории Израиля. Среднее время реакции на пуск РС составлял до 3 мин.

Боевики Hezbollah периодически применяли минометы для ведения беспокоящего огня по ОП. Состав огневой группы, как правило, включал пару минометов калибра 81-мм и до 10 боевиков, в том числе номеров расчетов. Обычно обстрел велся с дальней дистанции (до 3.000 метров). Накрытие цели, как правило, достигалось со второго выстрела (залпа). После 7 -8 выстрелов с каждого ствола производилось свертывание и быстрый отход с позиции.

Для поиска боевиков на предполагаемых маршрутах отхода из ЗБ использовались вертолеты огневой поддержки АН-1 Cobra, находящиеся в дежурном режиме на грунтовых площадках вдоль границы. В случае обнаружения противника, район его нахождения обрабатывался с воздуха 70-мм НУРС.

Патрулирование ЗБ израильскими военнослужащими и боевиками SLA осуществлялось мобильными бронегруппами (3 - 4 ед. гусеничной и колесной техники), с обязательной инженерной разведкой маршрута и соответствующим сопровождением (саперный танк Centurion с бульдозерным ножом).

В связи с эффективным использованием саперных танков для уничтожения обычных противотанковых мин боевики Hezbollah к концу 90-х г.г. перешли к применению фугасов для поражения бронетехники. Фугасы (мощность до 100 кг ТНТ) выставлялись на обочинах грунтовых дорог, используемых противником для патрулирования. Подрыв осуществлялся посредством проводной линии или радиокоманды; при этом пункт управления (находится на высоте или в укрытии) выносился на дистанцию до 2 км от фугаса при сохранении прямой видимости. Как правило, рядом с фугасом выставлялись противопехотные мины, или мины направленного действия TMPR-6 югославского производства, предназначенные для поражения спешившегося с техники личного состава. В ходе одного боевого эпизода по такой схеме, израильское подразделение потеряло саперный танк и 9 военнослужащих убитыми. С 1997 г. отмечалось применение против патрульных групп ПТРК "Фагот". В одном из эпизодов прямыми попаданиями ракет были уничтожены 2 израильских танка Mercava.

Проникновение РДГ формирований Hezbollah в ЗБ осуществлялось с максимальной адаптацией к характерным особенностям прилегающих районов и политических факторов (высокая концентрация гражданского населения, соблюдение израильским командованием кодекса поведения и международных законов ведения войны, дислокация в этом районе войскового контингента ООН). Боевики прибывали в зону на мотоциклах, рассредоточенным порядком (по 1 - 2 чел.), в гражданской одежде. Сбор группы после извлечения оружия и боеприпасов из тайников производится в заранее условленном пункте. В конце 90-х г.г. отмечалось использование боевиками неопреновых костюмов, поглощающих потовое выделение организма, с целью снижения тепловой сигнатуры тела, фиксируемой израильскими инфракрасными датчиками.

Для контроля местности с целью предотвращения инфильтрации РДГ израильская сторона активно использовала беспилотные летательные аппараты с телекамерами обзора, или инфракрасными датчиками. Также организовывались засады на маршрутах выдвижения групп противника, которые заблаговременно устанавливались за счет информации агентурных источников среди местного населения.

В то же время, боевики Hezbollah также использовали тактику встречных контрзасад. В сентябре 1997 г. ими была практически уничтожена группа боевых пловцов 13 флотилии ВМС Израиля, высаженная на ливанской территории с вертолетов для эвакуации в тыл раненного военнослужащего, попавшая на минное поле, прикрытое засадой, и потерявшая при этом 11 чел. убитыми.

ВЫВОДЫ:
- применение небольших маневренных огневых групп (с минометами, ПУ НУРС, ПТРК) способствует существенному увеличению боевого напряжения со стороны противника, при сохранении собственной низкой уязвимости.
- применение огневых средств (крупнокалиберная артиллерия) и авиации против таких групп малоэффективно.
- характерное для большинства конфликтов низкой интенсивности отсутствие четкого разграничения между гражданским населением и противником (боевиками) используется последним в собственных интересах.


<< назад