ИРАК: ОПЕРАЦИЯ IRAQI FREEDOM, МАРТ - АПРЕЛЬ 2003 Г. ПЕРВИЧНЫЕ ВЫВОДЫ УЧАСТНИКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США

ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ НА ОСНОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА

ИРАК: ОПЕРАЦИЯ IRAQI FREEDOM, МАРТ - АПРЕЛЬ 2003 Г.
ПЕРВИЧНЫЕ ВЫВОДЫ УЧАСТНИКОВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США

(ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ НА ОСНОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА)

ОПРОШЕНЫ:
- Полковник оперативной группы морской пехоты Tarawa / TF Tarawa
- Мастер-сержант оперативной группы морской пехоты Tarawa / TF Tarawa
- Неидентифицированный офицер 15 экспедиционного батальона морской пехоты / 15 MEU
- Командир иракского сил оборонительного сектора г. Насирия (военнопленный)
- Начальник штаба 23 ПБР 11 ПД армии Ирака (военнопленный)

СПРАВКА:
Оперативная группа Tarawa (2 батальон 8 полка 2 дивизии морской пехоты Атлантического флота с подразделениями усиления) вела боевые действия по установлению контроля над районом г. Насирия и переправой через р. Ефрат
15 ЭБМП (3 батальон 4 полка 1 дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота с подразделениями усиления) вел боевые действия по установлению контроля над районом порта Умм-Каср
23 ПБР 11 ПД армии Ирака обороняла район г. Насирия

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ТАКТИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ

Боевое управление. Уровень командования и работа штабов признаны адекватной. Особо отмечена способность к своевременной адаптации к быстро меняющейся оперативной обстановке, в том числе при ее негативных изменениях (пример - неожиданное сопротивление боевиков иррегулярных формирований, действующих под прикрытием гражданского населения). В условиях динамичных боевых действий эффективно зарекомендовала себя схема использования основного и мобильного КП (конфигурация Alpha / Bravo), которая дала возможность в случае необходимости гибко и своевременно приспосабливаться к различным формам боя и осуществлять эффективное управление 24 в сутки. Основной КП (Alpha) используется при позиционных боевых действиях; включает 4 автомобиля HMMWV (3 MRC-145, 1 MRC-138), сопрягаемый палаточный комплекс и антенное поле. Мобильный КП (Bravo) применяется при маневренных боевых действиях или перемещении походных колонн на дальние расстояния; включает КШМ на базе плавающего БТР LVTP-7 AAV (модификации C7 / P7). Охрана всех КП (батальонного и ротного звена) дополнительно обеспечивалась как минимум 2 автомашинами с турельными пулеметными установками и отделением морской пехоты.

Огневая и авиационная поддержка. Наиболее эффективен огонь на подавление, который в большинстве случаев способствовал отходу противника с занимаемых позиций. Использование взрывателя с программируемым подрывом (VT) заслужило максимально высокую оценку со стороны командиров передовых подразделений; дополнительным позитивным фактором его применение является снижение уровня побочного ущерба. Для поражения локальных целей повышенной важности оптимальным является применение самолета огневой поддержки АС-130, беспилотного летательного аппарата Predator, авиационной бомбы со спутниковой коррекцией JDAM. Для поражения площадных целей за пределами населенных пунктов эффективен артиллерийский кассетный боеприпас DPICM. Стремление избежать побочного ущерба оказывает существенное ограничительное воздействие в тактических и технических аспектах огневой и авиационной поддержке (включая выбор типа боеприпасов). Тем не менее избежать потерь среди гражданского население не удалось, особенно в ходе операции в районе железнодорожного депо в г. Насирия (всего в городе и окрестностях было убито до 250 гражданских лиц).

Целеуказание и управление огнем. Роль передовых авиационных наводчиков и корректировщиков неоценима. Для эффективного управления процессом непосредственной авиационной поддержки и огнем артиллерии, РСЗО и минометов целесообразна заблаговременная разбивка района операции на сектора (различимые по цветам и номерам). Отмечается особая эффективность ротного автоматизированного информационного терминала связи DACT с заранее введенными видовыми изображениями целей и их цифровыми координатами, которые позволили в сложных условиях боевой обстановки обеспечить идентификацию цели, сократить время реакции и облегчить взаимодействие с батальонным координатором огневой поддержки.

Разведка. Наиболее ценные сведения были добыты группами агентурной разведки, опроса населения, и командами допроса военнопленных. Максимальный эффект от полученных данных достигался при быстром их доведении до передовых подразделений. Радиоразведка зарекомендовала себя весьма эффективно, особенно против сотовых телефонов. Многократная визуальная разведка (рекогносцировка) незаменима при оценке противостоящего противника и планировании операции на тактическом уровне.

Инженерно-саперное обеспечение. Противопехотные и противотанковые мины в силу динамичного характера боев и избранных безопасных направлений выдвижения в рассматриваемых районах существенной угрозы не представляли. Мины-ловушки противоборствующей стороной практически не применялись (в одном эпизоде в результате взрыва заминированного ПЗРК "Стрела-2" был ранен 1 военнослужащий). Наибольшую опасность для личного состава представляли неразорвавшиеся боеприпасы. По мнению командиров, в каждом подразделении должна быть внештатная группа для обезвреживания (уничтожения) неразорвавшихся боеприпасов, а также трофейного вооружения, не представляющего интерес. Каждый военнослужащий должен иметь первичные навыки подрывника.

Связь. Необходим пересмотр рутинных схем организации связи, особенно на переднем крае. В качестве эффективной зарекомендована внештатная мобильная группа ретрансляции (2 машины связи MRC-145 и 2 машины сопровождения с пулеметами), сформированная в роте штабной и обслуживания 15 ЭБМП. В случае потери связи при движении колонн машины связи разворачивали временный ретрансляционный пункт с антеннами OE-254. Основной проблемой на уровне малых групп является поддержание устойчивой связи при спешивании личного состава с боевых машин (радиостанция остается на броне). Наличие портативных раций и полевых телефонов способствовало бы решению проблемы.

Тыловое обеспечение и снабжение. Фиксировались проблемы, вызванные неправильным выполнением заявок на боеприпасы, в том числе доставка предметов, предназначенных для других подразделений. Некоторые подразделения приступили к операции, имея нехватку штатного боекомплекта. Особо отмечено наличие проблем со смазочными веществами; в некоторых случаях вынужденно использовались ГСМ гражданского назначения. Во многих случаях следует отступать от стандартного порядка действий, исходя из оперативной целесообразности. В частности, рота штабная и поддержки 15 ЭБМП в период боев в районе Умм-Касра фактически была превращена в смешанную роту в составе 3 взводных групп, каждая из которых обеспечивала одну закрепленную роту морской пехоты боеприпасами, горючим, водой, обеспечивала эвакуацию раненных, сбор и охрану военнопленных. Рота также обеспечила формирование батальонного конвоя, которым руководили командир роты и начальник тыла батальона (S-4). Для подвоза артиллерийских боеприпасов на позиции были использованы, помимо штатных транспортных средств, трофейные иракские 5-тонные грузовые автомобили.

Медицинское обеспечение. Тяжелые бои за мост и депо в Насирии, которые привели к большому количеству потерь с американской стороны (св. 100 раненных) создали перенапряжение по линии санитарно-эвакуационной службы, приближающееся в отдельные моменты к состоянию кризиса. Децентрализованный и зачастую тяжелый характер боев привел к путанице и отсутствию учета при эвакуации раненных с поля боя, которые была преодолены только через несколько дней. Отдельные командиры не смогли отследить, в какие госпиталя были эвакуированы раненные подчиненные. Санитарный вертолет UH-1 зарекомендовал себя с лучшей стороны, особенно с учетом способности эвакуации раненных практически с любой доступной площадки.

Безопасность личного состава. Необходима постоянная бдительность, в том числе в условиях внешне спокойной (не угрожающей) обстановки. Всех гражданских лиц, приближающихся к личному составу в условиях боевой обстановки, вне зависимости от предлога, следует предварительно заставить лечь на землю и затем произвести личный досмотр. При досмотре транспортных средств следует отделить водителей и пассажиров от машин в качестве предварительного шага. Бронежилеты и защитные вкладыши Small Arms Protective Inserts (SAPI) подтвердили свою эффективность. Один из сержантов 15 ЭБМП получивший прямое попадание осколка в область груди, защищенной SAPI, был сбит с ног, но при этом не ранен. Следует приучать личный состав оставаться в бронежилетах даже при нахождении в башне или десантном отсеке боевой машины. Экипажи танков, ББМ (LAV), БТР (AAV) при первой представившейся возможности самостоятельно вооружались трофейными автоматами АК, поскольку штатный 9мм пистолет считается неэффективным и недостаточным оружием для самообороны.

Психологические операции. Тактические психологические операции рассматриваются как весьма эффективные. Танкобоязнь личного состава противника использовалась службой психологических операций для имитации шумового эффекта движения танковых колонн с передвижных мегафонных установок в ночное время, с целью держать иракскую сторону в постоянном напряжении.

Отношения с гражданским населением. В целом являлось нейтрально-доброжелательным. Призывы на арабском языке очистить улицы при движении колонн, распространяемые с помощью громкоговорителей, в основном оказывали должное воздействие. Использование переводчиков из состава "Сил свободного Ирака" более предпочтительно, чем кувейтского контрактного персонала. Практика уничтожения символики, связанной с режимом С. Хуссейна, воспринималась позитивно. Следует избегать нанесения ущерба монументов павшим в ирано-иракской войне, оскорбления флага и других национальных символов. Фиксировались активные попытки со стороны местных клановых лидеров и авторитетов использовать американцев для сведения счетов с представителями режима.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Танки M1/M1A1 Abrams. Зарекомендовали себя с лучшей стороны, особенно в плане защищенности. Одна машина получила 7 прямых попаданий гранатами РПГ и осталась при этом в боеспособном состоянии. В другом случае, танк, получивший попадание гранаты РПГ и минометного боеприпаса в реактивную броню; взрыв воспламенившегося боекомплекта был компенсирован срабатыванием специальных направляющих люков, в резкультате чего механик-водитель уцелел и был после взрыва извлечен из отсека. Танки оказывали особо деморализующее воздействие на противника

Плавающие БТР LVTP-7 (AAV). Будучи изначально созданными для морских десантных операций (доставка войск с кораблей на берег) и имея слабое бронирование, оказались весьма уязвимыми для огня даже легких противотанковых средств. В одном эпизоде граната, разорвавшаяся внутри десантного отсека, привела к детонации перевозимых минометных боеприпасов и гибели всего личного состава. Машина нуждается в наличии внешнего короба для хранения и перевозки запасных предметов (в ряде случаев их отсутствие было компенсировано заказами в местных механических мастерских).

Боевая бронированная машина LAV. 25мм автоматическая пушка, использующая снаряды с сердечником из обедненного урана (DU) эффективна против различных бронеобъектов, включая танки Т-55. Следует уделять особое внимание очистке цоколя башни (при любой представившейся возможности) от посторонних предметов, попавших в него при движении по местности. В нескольких боевых эпизодах имело место заклинивание башни по вышеуказанной причине.

Тактическая машина HMMWV. Имеющаяся обшивка крыльев и дверей в целом защищает от попаданий из стрелкового оружия. Действовавшие в передовом эшелоне машины смешанной противотанковой группы 15 ЭБМП, получив многочисленные пулевые и осколочные попадания, все без исключения остались на ходу и не имели потерь среди экипажей.

81мм и 120 мм минометы. При ведении огня с песчаного грунта первый залп производится с ошибками из-за оседания почвы. Наиболее распространенная практика преодоления ошибки стрельбы - открытие огня вначале осветительными минами (1 - 2 снаряда) для обеспечения нормального оседания грунта и плотной фиксации минометной плиты.

7,62мм турельный пулемет. В целом зарекомендовал себя хорошо. Вместе с тем газовые поршневые затворы часто выходят из строя. Временный выход из положения в бою - иметь под рукой запасной поршневой затвор в емкости с ружейным маслом JP-8 и поочередно менять в случае необходимости. В свободное время необходима обязательная пристрелка оружия (минимум один раз в сутки, лучше два).

III. ОЦЕНКА ПРОТИВНИКА АМЕРИКАНСКОЙ СТОРОНОЙ

Тактика малых групп. Иррегулярные формирования. Практически никто из военнослужащих противника не участвовал в бою в военной форме. В районе боевых действий обнаружено значительное количество брошенной военной формы. Наибольшее сопротивление оказывалось бойцами Республиканской гвардии (РГ), формирований "Федаины Саддама" (ФС), а также кувейтскими бедуинами - коллаборационистами, ушедшими из Кувейта вместе с отступившими иракскими войсками в 1991 г. Боевики ФС, как правило, гладко выбриты, выглядят как городские жители, часто татуированы, имею при себе значительное количество наличных денег. Личный состав иррегулярных формирований повсеместно использует запрещенные приемы ведения боевых действий (перевозка личного состава, вооружения, боеприпасов на гражданском автотранспорте; имитация сдачи в плен; имитация просьбы медицинской помощи как предлог для приближения, и т.д.).

Засадные действия. Иракская сторона предпочитала организовывать засады вокруг предварительно сооруженных дорожных заграждений, призванных блокировать движение колонн. Наблюдаемые инженерные препятствия, завалы и заграждения на маршруте выдвижения - завал на дороге с самой высокой степенью вероятности обозначали организованную засаду.

Боевые действия в населенных пунктах. Иракцы эффективно использовали защитные свойства городской застройки (здания, другие строительные конструкции, перекрытия, подвалы). В некоторых случаях в районе обороняемых зданий дополнительно сооружались блиндажи. В качестве укрытий активно использовался растительный покров (фруктовые посадки, пальмовые рощи, кустарник). Использование противотанковых средств. Иракские подразделения характеризуются значительной концентрацией гранатометов. Только в районе Насирии после завершения активных операций было собрано около 2.500 РПГ-7. Также было захвачено некоторое количество ПТРК Milan французского производства. Практически во всех ключевых пунктах обороны обнаружены закладки боеприпасов (собрано до 200 тонн). Наиболее эффективным явилось применение мобильных ПТС (установленная на пикапе ЗУ), которые вели огонь в кормовую проекцию танков. В ходе одного из боевых эпизодов рота С из состава TF Tarawa потеряла от огня мобильной противотанковой группы, приблизившейся под прикрытием песчаной бури, 1 танк; еще 1 при совершении маневра по уклонению от огня упал в канал.

Использование средств ПВО. Огонь зенитных средств (ЗУ-23-2, ЗУ-23-4) являлся плотным, но в целом неэффективным. Фиксировался интенсивный огонь из автоматического оружия по низколетящим вертолетам. Применение ПЗРК не зафиксировано.

Маскировка. Зафиксировано максимальное использование ложных позиций. В городе Насирия и прилегающих населенных пунктах иракцами было заблаговременно размещено не менее 50 корпусов небоеспособных танков Т-55. Дополнительное количество танков не на ходу, но с работающим вооружением, были размещены в зданиях и дворах для ведения огня прямой наводкой со статических позиций. Отмечается стремление к использованию больниц, школ и ассоциированных строений, с целью затруднить действия противника с учетом принятых в ВС США правил открытия огня. В частности, вблизи вышеперечисленных категорий объектов были оборудованы запасные минометные позиции, созданы укладки боеприпасов. Вместе с тем, наблюдается слабое внимание соблюдению режима секретности. В одном из дворов был найден макет местности, на котором были обозначены позиции всех иракских подразделений, оборонявшихся в данном секторе.

Боевые действия в темное время суток. В целом являлись неэффективными, с учетом несовершенной тактики и отсутствия современной аппаратуры ночного видения. В ряде случаев (при организации засад) имели место прецеденты открытия огня двумя иракскими подразделениями друг по другу. Вместе с тем, фиксировались неоднократные попытки иракских РДГ просочиться в стык между двумя американскими подразделениями с целью вызвать взаимный обстрел.

Командование и управление. В ходе боев в районе Насирии зафиксированы признаки того, что управление с иракской стороны осуществлялось напрямую из Генерального штаба в Багдаде. Также отмечены факты вмешательства в процесс командования со стороны представителей местного комитета правящей партии БААС.

Общая оценка противника. Противник умен, гибок, использует все имеющиеся в его распоряжении средства, и ни в коем случае не должен недооцениваться.

IV. ОЦЕНКА ПРОТИВНИКА ИРАКСКОЙ СТОРОНОЙ

Иракские офицеры потрясены уровнем самостоятельности и агрессивностью командиров малых групп (подразделений) морской пехоты. Если в начале операции в районе Насирии (после первого, неудачного для американцев боя за мост) личный состав 23 ПБР был уверен в себе после первого боя за мост, то после многократного усиления давления со стороны противника и полноценного применения огневой мощи, боевой дух резко снизился. Снайперский огонь с американской стороны оказывал деморализующее воздействие на иракский личный состав.


< назад