К ГОДОВЩИНЕ ПОПЫТКИ ВОЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ВЕНЕСУЭЛЕ (апрель 2002 г.)

К ГОДОВЩИНЕ ПОПЫТКИ
ВОЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ВЕНЕСУЭЛЕ

В эти дни исполняется год со дня неудачной попытки военного переворота в Венесуэле. Текущая динамика военно-политической ситуации, как на глобальном уровне, так и собственно в Латинской Америке, заставляет сегодня по иному взглянуть на события годичной давности. Предлагаемый аналитический материал подготовлен на основании данных открытых источников.

ГЕНЕЗИС

Режим Уго Чавеса в Венесуэле был сформирован после формально демократических выборов 1998 г. В последующий период внешняя политика режима, основанная на радикальном антиамериканизме, создала существенные осложнения для США. Основные претензии Вашингтона сводились к следующим позициям:
1. Консолидация антиамериканского ядра в Организации стран-экспортеров нефти (совместно с Ираком, Ираном, Ливией)
2. Скрытая поддержка повстанческих группировок на сопредельной территории Колумбии (которые рассматриваются в качестве основного субъекта транзита и незаконного оборота наркотических веществ на территории США).
3. Стратегическое партнерство с Кубой, сотрудничество с другими радикальными режимами.
В связи с вышеизложенными факторами замена правительства Чавеса на более лояльный политический режим с середины 2001 г. рассматривалась со стороны США в качестве предпочтительного развития ситуации. Общие изменения в политике США после 11.09.01 г. (нарастание силовых тенденций, политика односторонних действий и свершившихся фактов) ускорили принятие конкретных решений по Венесуэле.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

С лета - осени 2001 г. сотрудники ЦРУ и разведывательных структур (ISA) Командования сил специальных операций ВС США приступили к активным контактам с агентурой влияния и лояльными элементами в политическом и военном руководстве Венесуэлы. Перечень контактов включал следующих ключевых фигурантов: командующий ВС генерал-лейтенант Лукас Ринкон; председатель Комитета начальников штабов генерал-лейтенант Эфраим Васкес; заместитель министра национальной безопасности генерал-майор Луис Камачо Кайруз; влиятельные предприниматели и профсоюзные лидеры; руководство Государственной нефтяной компании PDVSA и Национальной конфедерации труда CTV. В ходе одной из встреч оперативных сотрудников ЦРУ с корпоративными и профсоюзными лидерами, проведенной на нефтеперерабатывающем заводе в г. Макарайбо, было получено принципиальное согласие руководителя торгово-промышленной палаты Fedecamaras Педро Кармона возглавить переходное правительство страны после силовой замены режима.
Основное значение в разрабатываемой конфигурации переворота придавалось высшему эшелону командования национальных ВС. При этом учитывались: факт активного недовольства политикой режима; наличие неформальных связей местного генералитета с США (основной состав получил образование в американских военно-учебных заведениях).
Окончательное решение на замену Чавеса предположительно было принято (с учетом складывающихся обстоятельств) сразу после завершения визита Дж. Буша в Перу в марте 2002 г.

НАРАЩИВАНИЕ УСИЛИЙ

В марте контрактный персонал ЦРУ и МО США (соответственно из состава частных организаций Dyncorp и MPRI), работающий в Колумбии по оказанию помощи правительственным силам по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, приступил к развертыванию обеспечивающей технической инфраструктуры в восточном регионе страны, непосредственно граничащем с территорией Венесуэлы. В рамках этих мероприятий были развернуты центры управления на полевых аэродромах Марандуа (Колумбия) и Манта (Эквадор); этим объектам был придан статус передовых операционных пунктов (FOL). Активизировались полеты легкомоторной патрульной авиации с целью ведения радио/-радиотехнической разведки и воздушного наблюдения. Задействованный персонал получил приказ на взаимодействие с командованием венесуэльских воинских частей и оказание ему всех возможных форм поддержки в случае возникающей необходимости в особый период.
В прилегающих регионах были развернуты силы и средства межведомственной группы оперативного взаимодействия "Восток" (JIATF-E) Южного объединенного командования ВС США (USSOUTHCOM). В задачу группы входило обеспечение (в т.ч. радиоэлектронное подавление и перехват) операции. В связи с ожидаемым развитием событий подчиненные группе региональные центры и посты (г. Ки-Вест - Флорида, Сабана Сека - Пуэрто-Рико, Медина - Техас) были дополнительно усилены операторами со знанием испанского языка.
В начале апреля под предлогом учений объединенных оперативных сил (COMPUTEX - JTFEX) на морском полигоне в районе острова Пуэрто-Рико была сосредоточена авианосная ударная группа в составе кораблей: АВМ George Washington (CVN 73), ЭМ Barry (DDG 52), Laboon (DDG 58), Mahan (DDG 72), Arthur W. Radford (DD 968). В качестве основной задачи командиру группы было поставлено обеспечение прикрытия эвакуации граждан США с территории Венесуэлы в случае возможного негативного варианта развития ситуации. На отдельных кораблях находился личный состав групп непосредственной поддержки (DSA) Агентства национальной безопасности (задачи - обеспечение устойчивой связи с группами специальных операций армии и ЦРУ, скрытно развернутых в столице Венесуэлы и на сопредельной территории Колумбии; подавление правительственных систем связи непосредственно в период выступления).
В этот же период в Каракас были откомандированы владеющие испанским языком сотрудники Группы специальных операций (SOG) ЦРУ и военнослужащие Командования сил специальных операций ВС США (SOCOM), в т.ч. специалисты 4 группы психологических операций (Форт-Брэгг, Сев. Каролина). В задачу последних входила работа с агентурой влияния для развертывания целевой кампании по дискредитации режима в печатных СМИ и на ТВ. Координатором группы на месте являлся подполковник сил специальных операций; общее руководство осуществлялось штабом Южного объединенного командования ВС США в Форт-Бучанан, Пуэрто-Рико.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕРЕВОРОТА

Непосредственным поводом для выступления вооруженных сил явились события первой декады апреля в столичном городе Каракас. В ходе санкционированных мероприятий протеста, организованных оппозиционными Чавесу профсоюзами работников нефтяной промышленности, состоялись массовый общественные беспорядки с применением огнестрельного оружия, в результате которых было убито 12, ранено несколько десятков гражданских лиц. Столкновения были спровоцированы активистами организации "Боливарианские ячейки", сформированного при поддержке режима из представителей маргинальных городских слоев (по факту является внеконституционным вооруженным формированием, организованным по территориальному признаку с приданием функций комитетов самообороны / групп политического давления).
На состоявшемся в ночь 11 / 12.04.02 г. заседании высшего военного командования национальных ВС (FAN) была рассмотрена и детально проанализирована создавшаяся ситуация. По неподтвержденной информации, в заседании принимали участие сотрудники ЦРУ, действующие под прикрытием дипломатических должностей в посольстве США. В ходе совещания был озвучен оперативный доклад руководства отдела безопасности Городского управления полиции Каракаса о начавшейся раздаче автоматического оружия и боеприпасов сторонникам Чавеса с заранее организованных складов. В создавшихся условиях Комитет начальников штабов принял решение на оперативное вмешательство армии с целью не допустить дальнейшей деградации общественно-политической ситуации и развязывания гражданской войны. Соответствующее политическое заявление было изложено генералом Эфраином Васкесом (председатель КНШ) по национальному ТВ.

ИСПОЛНЕНИЕ

Оперативное планирование осуществлялось в сжатые сроки, обусловленные непредвиденным развитием ситуации. В качестве основных задач операции рассматривались (в соответствующей последовательности): подъем по тревоге выделенных частей и подразделений - блокирование коммуникаций, пунктов дислокации сил Президентской гвардии, политической полиции МВД DISEP, рассматривающихся в качестве лояльных президенту - блокирование президентского дворца Мирафлорес - изоляция Чавеса, вице-президента Диосдадо Карбело и их депортация за пределы Венесуэлы - приведение к присяге временного президента Кармоны, назначение даты внеочередных президентских и парламентских выборов - завершение операции и уход армии в казармы.
Наряд сил для выполнения операции являлся крайне ограниченным в силу превалировавших соображений политического характера (стремление избежать силовых конфликтов и жертв среди гражданского населения; сохранение международного имиджа страны; запрет на применение авиации и ввод тяжелой гусеничной техники в пределы городской черты), и включал:

Подразделение

Задача

Батальон безопасности Manuel Manrique столичного гарнизона

Блокирование президентского дворца; арест и охрана Чавеса

Разведывательный батальон Andreas Ibarra Главного штаба армии

Нейтрализация системы связи сил, поддерживающих действующего президента

Силы Городского управления полиции

Разоружение сторонников Чавеса, действующих в составе комитетов "Боливарские ячейки"

Единственным соединением ВС, задействованным за пределами столицы, явилась 4 танковая дивизия, части которой дислоцировались в трех гарнизонах южнее и юго-западнее Каракаса. 41 танковая и 43 кавалерийская механизированная бригады, поднятые по тревоге, получили задачу выставить посты на всех автомобильных магистралях, ведущих в город и блокировать возможное выдвижение частей, сохранивших лояльность Чавесу. 42 ударная пехотная (парашютно-десантная) бригада предназначалась для ввода в город для поддержки основного наряда сил в случае непредвиденного развития ситуации.
Переворот сопровождался обеспечивающими мероприятиями ВС США, в т.ч. подавлением сотовой связи и радиочастот сетей управления Президентской гвардии. Особое значение придавалось нейтрализации радиообмена дипломатических миссий Ирана, Ирака, Ливии и Кубы в Каракасе.

СИТУАЦИОННЫЙ ТУПИК

В результате предпринятых действий 12 - 13.04 руководству переворотом удалось выполнить часть поставленных задач: бескровная смена власти; изоляция Чавеса; начало формирования переходного кабинета во главе с Педро Кармона. Тем не менее, к исходу вторых суток операции ее ход был нарушен в результате воздействия следующих разнородных причинно-следственных связей:
- разногласия между политическим и военным руководством вокруг неожиданного решения Кармоны на роспуск парламента.
- вытекающее нарастание фактора нелегитимности предпринимаемых действий, усиление нервозности и нерешительности генералитета.
- недостаточность предпринятых силовых мер; отказ от решительных действий по перелому ситуации (с целью избежать жертв).
- выжидательная позиция командиров дивизий и бригад, частей ВВС и ВМС на периферии; отсутствие поддержки переворота со стороны младшего офицерского состава.
- ограниченный лимит времени на формирование альтернативной структуры власти.
- политическое осуждение переворота международным сообществом, в т.ч. государствами Латинской Америки (при сохранении в целом негативного отношения к режиму Чавеса).
- недооценка фактора влияния популистских концепций Чавеса на маргинальные городские слои населения и отказ от рассмотрения боевого потенциала иррегулярных гражданских вооруженных формирований в качестве серьезного дестабилизирующего фактора.
Последний фактор фактически явился основной причиной военного и политического провала операции.

КОНТРПЕРЕВОРОТ

Упущенное время (в т.ч. задержка с инаугурацией Кармоны) было использовано противоборствующей стороной для оценки ситуации, перегруппировки сил и активных контрмероприятий. Координатором действий по возвращению Чавеса стал вице-президент Диосдадо Карбело, задача по изоляции которого своевременно решена не была.
В ночь 13/14.04 вооруженные гражданские лица из состава комитетов "Боливарианские ячейки" и примкнувшие люмпен-элементы предприняли штурм президентского дворца. Командиры армейских подразделений, охранявших объект, отказались выполнять приказы вышестоящего командования и отвели военнослужащих на безопасное расстояние. В результате сопротивление было оказано только со стороны полиции, применившей в основном штатные спецсредства (водометы, газ CS); огнестрельное оружие применялось избирательно в попытке избежать жертв. В результате стремительной ситуационной деградации дворцовый комплекс был взят пропрезидентскими активистами; в различных районах города начались локальные вооруженные столкновения (в общей сложности было убито св. 70 чел.).
К утру 14.04 руководство переворотом полностью утратило управление, потеряло волю к сопротивлению, и было изолировано офицерами 42 бригады парашютно-десантных войск, проявивших корпоративную солидарность с Чавесом, сохранившим авторитет в своем роде войск. В тот же день он был доставлен вертолетом ВВС из островного гарнизона, где был изолирован, и вновь вступил в должность. Ситуационный статус был окончательно восстановлен к 12.00 (Zulu Time) 14.04.02 г.; обстановка стабилизировалась.

ВЫВОДЫ

События 12 - 14.04.02 г. в Венесуэле по факту явились результатом верхушечного политического заговора части военного командования и предпринимательской элиты страны, поддержанного внешними силами (США). Провал акции был обусловлен слабой организационной подготовкой и недостаточным учетом внутренней общественно-политической ситуации.
Развитие ситуации вокруг Венесуэлы и срыв намерений по смене режима негативно отразился на военно-политических и дипломатических усилиях США, в т.ч. в ряде аспектов глобального значения. Краткосрочные последствия кризиса на момент его свертывания включали следующие позиции:
- ограниченная и кратковременная дестабилизация мирового нефтяного рынка; рост цен на сырье (Венесуэла занимает 4 место в мире по объему разведанных ресурсов; основным импортером являются США)
- появление дополнительного раздражающего (отвлекающего) элемента в системе внешнеполитических приоритетов США на фоне продолжающейся афганской кампании, обостряющегося арабо-израильского конфликта, и недостаточной международной поддержки планируемых боевых действий против Ирака.
- избыточное напряжение военных ресурсов США, занятых на Афганском и Иракском ТВД, в Сомали, Йемене, на Филиппинах.
- нарастание угрозы непредсказуемых ответных действий режима Чавеса, гражданской войны в Венесуэле, и вероятной проекции конфликта на Колумбию.
Все перечисленные обстоятельства сохраняют свою актуальность и сегодня, в свете ведущейся войны в Ираке и прогнозируемого появления дополнительных кризисных площадок.


<< назад