ЛЕСОТО: Операция Boleas

(сентябрь 1998 г.)

Военно-политический контекст: В мае 1998 г. на парламентских выборах в этом королевстве на юге Африканского континента победила праявящая партия (Конгресс Лесото за демократию). Оппозиция оспорила результаты выборов, объявив их сфальсифицированными. Затяжной политический кризис к середине сентября трансформировался в предпосылки для начала гражданской войны. Сторонники оппозиции захватили королевский дворец в столице страны г. Масеру. Молодежные боегруппы с целью оказания политического давления на правительство начали систематически препятствовать работе государственных учреждений и общественных служб. Отставка командующего Королевскими силами обороны Лесото (RLDF), смещение 26 старших офицеров и арест нескольких из них младшими офицерами – сторонниками оппозиции, обозначили раскол в вооруженных силах. Полицейские формирования были разоружены и блокированы в пунктах дислокации. В сложившейся ситуации президент соседнего государства Южно-Африканской республики заявил, что события в Лесото приняли характер мятежа против законного правительства, и представляют угрозу национальной безопасности его страны. После провала посреднической миссии, предпринятой министром обороны ЮАР Джо Модизе, было принято решение на проведение военной интервенции в Лесото с целью восстановления статус-кво. Формальным предлогом для вмешательства явилась соответствующая официальная просьба премьер-министра Лесото П. Мосисили.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ НА ВОЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Решение на проведение военной операции на анализа основании имеющейся информации было принято президентом ЮАР Табо Мбеки ориентировочно 17.09.98 г. В интересах политической целесообразности, операция должна была проводиться в формате региональной организации - Содружества развития стран Юга Африки (SADC), включавшей 9 государств. Тем самым, операция формально соответствовала положениям VIII раздела Устава ООН, предусматривающего участие региональных структур в реализации самостоятельных действий, направленных на восстановление мира и стабильности. После срочных многосторонних консультаций, предпринятых правительством ЮАР с соседними государствами, выяснилось, что только Ботсвана готова принять участие в военной операции. Тем не менее, страны – члены SADC дали согласие на интервенцию, которое было закреплено формальным решением Межгосударственного комитета по обороне и безопасности стран Южной Африки. В заявлении комитета задача интервенции была сформулирована как «восстановить мир и стабильность, … оказать содействие гражданским властям в восстановлении и поддержании закона и порядка». После этого правительством ЮАР было распространено заявление, в котором в качестве официального предлога для военного вмешательства были обозначены: восстановление законного правительства Лесото; защита собственных граждан и интересов; обеспечение безопасности стратегического гидроэнергетического узла Lesotho Highlands Water Project.

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ; СИЛЫ И СРЕДСТВА

Планирование операции Boleas было начато командованием ВС ЮАР (Силы национальной обороны Южной Африки / SANDF) еще до поступления формальной просьбы о помощи со стороны Лесото. При этом впервые были практически отработаны концепции, сформулированные в ранее обнародованных Белой книге по обороне ЮАР и проекте Белой книги по операциям по по поддержанию мира и операциям по принуждению к миру (PSO / PEO).

За основу был принят уже ранее разработанный план вторжения в Лесото, практически реализованный в 1982 г., в период режима апартеида. В соответствии с планом, силы вторжения должны были установить контроль и обеспечить безопасность выделенных объектов (пограничный пост Масеру-Бридж; военные объекты RLDF; гидротехнический комплекс Катсе; королевский дворец; здание радиостанции; комплекс правительственных зданий; зарубежные посольства; объекты энергоснабжения и водоснабжения); обеспечить нейтрализацию вооруженных формирований, их разоружение, сбор и хранения оружия и боеприпасов в специально созданных пунктах.

В соответствии с поставленными задачами, а также в связи с прогнозируемым отсутствием сопротивления со стороны Королевских сил обороны Лесото (RLDF) и ожидаемым сотрудничеством со стороны Полицейской службы Лесото (LPS), были сформированы оперативные силы в следующем составе:

Компонент

Состав

ВС ЮАР (SANDF)

Численность – 600 чел. Боевой компонент – две мотопехотные роты, мобильная огневая группа, противотанковая группа из состава 1 ПБ (1 SAI Bn) 43 МПБР; парашютно-десантная рота, разведывательный взвод 44 ПДБР; подразделения 1 батальона сил специальных операций. Авиационный компонент (МАОТ) – 4-6 транспортно-десантных вертолетов Oryx, 4-6 вертолетов Allouette-3 в ударном варианте, 1 вертолет Allouette-3 в варианте воздушного командного пункта; 1 разведывательный самолет Cessna 208 Caravan; подразделение беспилотных летательных аппаратов Seeker

ВС Ботсваны (BDF)

Численность – 200 чел. Боевой компонент – моторизованная пехотная рота, штабная группа пехотного батальона

Формирования RLDF на момент начала операции насчитывали примерно 2.000 военнослужащих, и состояли из шести легко-пехотных рот и смешанной авиационной эскадрильи. В связи с их предназначением (охрана границ, борьба с терроризмом), в распоряжении RLDF имелось в основном легкое стрелковое вооружение и противотанковые средства; тяжелое вооружение и техника отсутствовали. Основной состав формирований RLDF (св. 1.000 военнослужащих) находился в г. Масеру; несколько небольших тактических гарнизонов дислоцировалось в других районах Лесото. Численность полицейских формирований также составляла около 2.000 вооруженных сотрудников. В соответствии с предварительными оценками и выводами Национальной разведывательной службы (NIS) и военной разведки ЮАР, из перечисленного выше состава вооруженных формирований на оказание сопротивления силам вторжения были настроены не более нескольких десятков военнослужащих и сотрудников полиции.

ХОД ОПЕРАЦИИ

За несколько суток до начала операции на территорию Лесото были заброшены разведывательные группы из состава 1 батальона сил специальных операций с целью наблюдения за обстановкой. Проведение основного этапа началось в 05:00 22.09.98 г., когда силы вторжения пересекли границу в районе поста Масеру-Бридж.

Уже в ходе первого оперативного эпизода южноафриканские силы вторжения столкнулись с упорным сопротивлением. Вертолетный десант в составе роты 44 парашютно-десантной бригады, имевший задачу занять гидротехнический узел Катсе и эвакуировать граждан ЮАР, работающих там по контракту, попал под сильный обстрел прямо в зоне высадки. В результате один из транспортно-десантных вертолетов Oryx был тяжело поврежден и вынужден вернуться на аэродром подскока в Лэдибрэнд. После нескольких часов упорного боя с военнослужащими RLDF, оборонявшимися в казармах, десант сумел установить контроль над плотиной и зданиями гидроузла.

Сложная обстановка сложилась в Масеру. Командир оперативной группы сил вторжения, имевший задачу установить контроль над королевским дворцом, рассчитывал, что гражданские лица, захватившие здание, покинут его при появлении сил вторжения. Тем не менее, рота, направленная к дворцу, была блокирована толпой; при этом военнослужащие RLDF, смешавшиеся с гражданскими лицами, вели спорадический огонь. В сложившейся ситуации было принято решение на демонстрацию огневой мощи с целью устрашения. После появления боевых машин Ratel-90, открывших огонь по стенам строения, толпа была рассеяна, и задача установления контроля над дворцом выполнена.

Контингент Сил обороны Ботсваны (BDF), выделенный для участия в операции, из-за отказа техники на марше смог приступить к выполнению поставленных задач на 10 часов позже запланированного срока. В результате деловой центр Масеру, который должен быть прикрыт контингентом BDF, оказался не обеспечен с точки зрения безопасности; начались повальные погромы, поджоги, грабежи магазинов и офисов, предпринятые маргинальными элементами из числа гражданского населения; образовался поток беженцев, напраленный на сопредельную территорию ЮАР. Погромы продолжались в течение всего дня 22.09 и в ночь на 23.09. Силы вторжения, ввиду своей ограниченной численности, были вынуждены сосредоточиться исключительно на завершении приоритетной задачи установления контроля над военными объектами, вместо решения проблемы восстановления порядка.

Оперативная обстановка в первые сутки характеризовалась сильным вооруженным сопротивлением в районах расположения основных узлов обороны RDLF (военные базы Ратженосе, Маконьяне, округ Таба-Тсека). Наиболее ожесточенные бои произошли в районе казарм Маконьяне, где обороняющаяся сторона вела плотный огонь из автоматического оружия, ручных и тяжелых (14,5мм) пулеметов, 51мм и 81мм минометов, используя в качестве огневых точек и укрытий окна зданий, канализационные люки, пещеры в окружающих холмах. Ввиду жесткого сопротивления противника командование оперативными силами было вынуждено применить вертолеты огневой поддержки (один из которых был поврежден огнем с земли и вернулся на базу) и ввести дополнительные резервы в составе двух рот (из 1 пехотного батальона SANDF и пехотного батальона BDF).

Через 36 часов после начала операции, к исходу суток 23.09, все намеченные объекты были заняты (со значительным отставанием от плана). Под сильным давлением со стороны сил вторжения формирования RLDF отошли с занимаемых позиций, ведя с окружающих холмов спорадический пулеметный и минометный огонь по подразделениям сил вторжения, развернутым для зачистки местности.

К утру 24.09 ситуация начала стабилизироваться. Войсковой контингент, введенный в Масеру, совместно с формированиями местной полиции взял под охрану ключевые объекты и приступил к патрулированию улиц, пресечению мародерства и грабежей, сбору оружия на специально выделенных для этого объектах. Группы из состава сил специальных операций продолжили ведение интенсивной разведки и наблюдения в глубинных районах страны. Одновременно происходило дальнейшее наращивание сил. К 27.09 численность контингента ЮАР была доведена до 450 военнослужащих и 100 единиц бронетехники, Ботсваны – 120 военнослужащих.

В течение недели вооруженное сопротивление со стороны непримиримых элементов RLDF было полностью прекращено; несколько сотен военнослужащих, осознав бесперспективность сопротивления, дезертировали. К 28.09 примерно половина из 2000 чел. личного состава Сил обороны Лесото явилась на сбор на базе Рагамазе для регистрации и сдачи оружия.

СТАБИЛИЗАЦИЯ И ВЫВОД СИЛ

Такое развитие обстановки дало возможность представителям военно-политического руководства ЮАР уже в конце сентября 1998 г. заявить, что цели операции достигнуты: порядок восстановлен, законно избранное правительство Лесото сохранено, начат процесс политических переговоров.

Тем не менее, с целью поддержания порядка и стабильности, руководство SADC в конце сентября 1998 г. приняло решение сохранить на определенный срок военное присутствие на территории Лесото. С этой целью были сформированы: штаб многонациональных оперативных сил (Combined Joint Task Force / CJTF), совместный центр оперативного управления (ЮАР – Лесото - Ботствана), смешанный центр гражданской - военной координации и три батальонных сектора. На территории королевства размещалась усиленная бригадная группа численностью до 3.500 чел. (3.120 военнослужащих SANDF, 380 военнослужащих BDF), из которых 1.700 находились в боевых частях. В состав группы вошли: штаб 43 механизированной бригады; один механизированный батальон BDF, 1 механизированный батальон SANDF, 7 моторизованный батальон SANDF, 1 парашютно-десантный полк SANDF, 151 моторизованная рота SANDF, 1 эскадрон боевых разведывательных машин SANDF; рота военной полиции; подразделения разведывательного полка, 16 ремонтной части, 1 полка связи, 2 полевой инженерной роты, военной полевой почты; две смешанные авиационные группы / МОАТ ВВС ЮАР (SAAF); медицинская оперативная группа из состава Военн-медицинской службы ЮАР (SAMS).

Перечисленные выше подразделения находились на территории Лесото непродолжительное время, и по мере стабилизации ситуации, выводились. К концу октября 1998 г. были отозваны 3.400 военнослужащих SANDF. К декабрю в королевстве оставались 350 военнослужащих SANDF (из состава 2 моторизованного батальона) и BDF. 15.05.99 г. операция Boleas была официально завершена; было объявлено о начале операции Mulati по подготовке военными инстукторами SADC личного состава вновь формируемых Сил обороны Лесото (LDF).

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАЦИИ

Боевые потери ВС ЮАР в ходе операции Boleas составили 9 военнослужащих убитыми и 17 раненными. Силы обороны Ботсваны потерь не имели. Королевские силы обороны Лесото потеряли 18 чел. убитыми. В ходе операции погибли также 47 гражданских лиц. Активная фаза операции вместо запланированных двух суток продолжалась более одной недели. По ее результатам были вскрыты многочисленные и существенные недостатки на оперативном и тактическом уровнях.

Планирование. При планировании операции были допущены серьезные просчеты. Настроения в Главном штабе SANDF, ответственном за планирование, характеризовались самоуверенностью и пренебрежением к противнику, который рассматривался неспособным к оказанию сопротивления. В результате, в частности, боекомплект для тяжелого вооружения и техники, в т.ч. боевых бронированных машин, перед началом операции выдан не был; предполагалось ограничиться применением холостых боеприпасов для оказания психологического давления на противника и гражданское население. Предположение о минимальном сопротивлении со стороны формирований RLDF привело к тому, что первоначально к операции были привлечены недостаточные силы, которые пришлось срочно наращивать уже в ходе операции.

Разведка. Заданные военно-политическим руководством темпы оперативного планирования не оставили достаточного времени для проведения доскональной разведки противника. Заброшенные на территорию Лесото разведывательные группы из состава сил специальных операций не успели полностью вскрыть обстановку, в том числе опеределить настроения личного состава RLDF и степень подготовленности военных объектов к обороне (в первую очередь, Маконьяне и Катсе, где затем имели место наиболее упорные бои). Разведывательные органы не сумели установить наличие тяжелого пехотного вооружения (крупнокалиберных пулеметов и минометов) в распоряжении RLDF, не зафиксировали прохождение крупной автомобильной колонны (53 грузовых машин), которая завезла дополнительное вооружение и боеприпасы на базу Маконьяне непосредственно перед вторжением.

Скрытность и маскировка. Вопреки усилиям по сохранению скрытности при подготовке операции, противоборствующая сторона сумела выявить намерения командования SANDF и подготовиться к организации сопротивления. Попытка выдать перемещения воинских формирований в пограничной с Лесото зоне за рутинное патрулирование оказалась провальной, в первую очередь из-за слухов о предстоящей операции, активно циркулировавших среди населения соседних южноафриканских провинций. Эвакуация официальных лиц Лесото и членов их семей на территорию ЮАР за несколько часов до начала операции, окончательно убедило противоборствующую сторону в том, что вторжение неминуемо, и привело к потере элемента внезапности.

Применение сухопутных сил. Военнослужащие SANDF в ходе операции в целом продемонстрировали достаточный уровень индивидуальной подготовки (в т.ч. огневой). Вместе с тем, были зафиксированы многочисленные ошибки, допущенные младшими командирами тактического звена (отделение - взвод), несовершенная тактическая подготовка командиров рот. Наиболее подготовленный во всех отношениях личный состав сил специальных операций не использовался в составе штурмовых групп, предназначенных для захвата ключевых объектов, а также для сопровождения войсковых колонн. Только фактическое отсутствие применения противотанковых средств (РПГ), имевшихся в распоряжении формирований RLDF, предотвратило значительные потери среди личного состава сил вторжения, перемещавшихся по городским улицам на легкобронированных ББМ и БТР. Отсутствие достаточного количества тяжелого вооружения и техники в составе сил вторжения значительно осложнило ведение боевых действий; во нескольких боевых эпизодах огня автоматических пушек боевых бронированных машин Ratel было недостаточно для подавления огня противника с минометных позиций, рассредоточенных на местности. Командиры и рядовой состав не были подготовлены к взаимодействию с гражданскими структурами в зоне проведения операции; имели место неоднократные факты жестокости, допущенной в отношении гражданских лиц. Система тылового обеспечения работала с существенными сбоями.

Применение армейской авиации. Наличие у противника даже самых примитивных средств ПВО (14,5мм зенитные пулеметы) резко ограничило применение АА, особенно в таких критических аспектах, как высадка вертолетного десанта и эвакуация раненных с поля боя. Из 6 вертолетов, принимавших непосредственное участие в операции в первые 24 часа, 2 получили серьезные повреждения. Использование самолета Cessna для ведения воздушной разведки и наблюдения было отменено из-за угрозы поражения огнем с земли.

Все вышеобозначенные провалы и недостатки были обсуждены и подвергнуты резкой критике уже 30.09.98 г. (еще в период проведения операции), на симпозиуме пехотных командиров, проведенном по инициативе командования SANDF.

В целом, операция Boleas завершилась выполнением поставленных целей и задач; вместе с тем, только стечение обстоятельств предотвратило возможные тяжелые последствия для сил вторжения, гражданского населения и военно-политического руководства ЮАР. Выполнение операции наглядно продемонстрировало реальное состояние современных Сил национальной обороны Южной Африки, образованных после политического соглашения 1994 г., на основе слияния бывшей армии режима апартеида с бывшим противником – партизанскими формированиями Африканского национального конгресса и Панафриканского конгресса. Транзитная конвергенция повстанческих и противоповстанческих вооруженных формирований, затянувшаяся военная реформа, кадровые чистки, сокращение финансирования и численности, фактически превратили некогда наиболее сильные и боеспособные вооруженные силы на Африканском континенте в заурядную армию третьего мира.